Храм святого пророка Иоанна Предтечи в Калуге

Ахлебинино - храм Успения Пресвятой Богородицы

FILE0393 sК храму святого пророка Иоанна Предтечи указом митрополита Калужского и Боровского Климента приписан храм в селе Ахлебинино. Само село и храм имеют интереснейшую историю. Благодаря попечению продвигаются работы по восстановлению храма.

На праздник успения в 2016 году совершен чин малого освящения храма, а с октября 2016 проводятся регулярные богослужения - каждую субботу совершается Божественная литургия, на Святую Пасху 2017 года совершена первая ночная литургия.

В Ахлебинино было совершено ночное Рождественское богослужение

В Ахлебинино совершена очередная литургия

В Успенском храме Ахлебинино совершено очередное богослужение

В Ахлебинино регулярно совершаются богослужения и продолжаются восстановительные работы

В Ахлебинино совершена первая за столетие ночная Пасхальная литургия

Во вновь восстановленном храме села Ахлебинино каждую субботу совершаются богослужения

В родительскую субботу, в селе Ахлебинино были совершены заупокойные богослужения

Богоявление в Ахлебинино - совершена литургия и Великое освящение воды

На Рождество Христово в Успенском храме Ахлебинино совершена литургия

Воскресная литургия совершена в Успенском храме Ахлебинино

На Покров в Ахлебинино совершена Божественная литургия

В Ахлебинино совершено малое освящение восстанавливающегося храма

В Ахлебинино совершен водосвятный молебен

В селе Ахлебинино были установлены на восстанавливающийся храм купол и крест

Проект храма:

Вид храма на 1 июня 2019 года:

Вид храма на 30 декабря 2017 года:

Вид на 17 июня 2017:

Вид храма на март 2017 года:

Строительные работы:

Как было:

Ахлебинино располагается на правом берегу Оки, по трассе Калуга-Тула, в 20 км от Калуги. Находится на месте русских военных укреплений XIV - XV вв., и названо в честь князей Охлябининых, которые московским воеводой были назначены на наместничество. Однако, есть сведения, что высокий холм с валом рядом с селом - это городище V-X вв. Также поблизости есть селище, могильники и стоянка человека, жившего здесь еще в каменном веке. 

В XVII веке усадьбой владеет семейство Пятовых, прославившееся обороной калужского края.

В XIX веке одна часть Ахлебинино принадлежала помещикам Баскаковым, другая Бедлинским. 

Самые грандиозные преобразования здесь начались, когда имение перешло во владение богатейшего представителя знаменитой купеческой династии — Н.Н. Коншина-младшего. Надел в Калужской губернии Николаю Коншину подарил его отец — миллионер, пароходчик, текстильный и сахарный магнат.

Сначала, поместьем толком никто не занимался, крестьяне пили, дебоширили, хозяйство было в упадке: несколько неурожайных лет, эпидемия холеры... Но все меняется когда в конце ХIХ века ахлебининский помещик привез из Италии в свое имение молодую жену-иностранку.

Ирина Коншина (в девичестве Эмма Мэршон) родилась в Америке, в Италии закончила оперную школу. Эмма была необыкновенно хороша собой, владела несколькими языками и обладала прекрасным голосом — колоратурным меццо-сопрано. Всемирно известные оперные театры наперебой заключали с ней контракты. В Италии Эмма познакомилась с Николаем Коншиным — калужским помещиком и оперным певцом. Николай был солистом Императорского оперного театра в Москве, обладал красивым тенором и покорил Эмму прекрасным исполнением арий. Они поженились во Флоренции и стали вместе выступать. Но внезапно молодожены бросили все и приехали в Ахлебинино.

В Ахлебинино у Коншиных был кирпичный и конный заводы. Особая гордость семьи — породистые скакуны, которые продавались военному ведомству по цене от 500 до 1 500 рублей. Николай сам лично принимал участие в скачках и выставках по коневодству, каждый раз получая высшие награды и призы. В Ахлебинино супруги начинают строить дом.

Но жизнь супругов не складывается — умирает их первенец Нестор. Эмма переживает депрессию, идет в храм, усердно молится, принимает православие и имя Ирина. Через некоторое время у Коншиных рождаются сыновья Николай и Георгий.

После крещения Ирина энергично взялась за дело. Она решила переустроить жизнь ахлебининцев и жителей близлежащих деревень к лучшему. Для этого у нее было два инструмента: благотворительность и просвещение. Женщина творческая и деятельная, она обладала отличными организаторскими способностями и практичным умом. Она хотела добиться результата – и добивалась его, используя принцип «не давай рыбу, а давай удочку».

Ирина Коншина создала в Ахлебинино общество трезвости и библиотеку. Организовала кустарный промысел народных вышивок и привлекла вышивальщиц (700 женщин из 69 сел). Ирина Яковлевна прекрасно рисовала и сама создавала рисунки для крестьянских вышивок, обучала рисунку и «перспективе». Была построена мастерская, где работали вышивальщицы, а мальчики ткали ковры. Крестьянские работы мгновенно раскупали на выставках и за границей. Это давало доход более 4 000 рублей. Коншина любила детей, частенько угощала крестьянских ребятишек яблоками, пряниками, а зимой даже мороженой клубникой, - из собственного сада и погребов-ледников. В селе Потросово-Никольском к церкви, где Ирина Яковлевна была прихожанкой, ее стараниями была пристроена трапезная, в Ахлебинино построена часовня и церковно-приходская школа. В специальных мастерских детей учили ремеслу: столярному делу и вышивке. Тем учителям, кто брал на воспитание детей-сирот или детей из бедных семей, давалось жилье. В школе устраивались праздники и концерты: крестьяне распевали арии из опер. За это всем выступающим барыня дарила гостинцы: вышивку, игрушку, кулек конфет и молитвенник. Сама Ирина Яковлевна преподавала церковное пение. А потом Ирина Яковлевна построила здание гимназии (сохранившееся до сих пор).

Во время первой мировой войны она оборудовала при школе помещение для раненых воинов. По воспоминаниям местных жителей, она сама их лечила и выхаживала.

Часть соседнего имения Бедлинского она арендовала под детский приют. Для детей приюта было приобретено 13 коров и сепаратор для производства масла, которое реализовывали на рынке. В этом же имении Коншины завели мануфактурную фабрику. По церковным праздникам в Ахлебинино стекался народ из окрестных сел. В течение двух дней там проходили «духовные чтения» - священники беседовали с людьми, рассказывая о вере, о вреде пьянства и т.п. беседы сопровождались картинками «Волшебного фонаря» .

И.Я. Коншина сумела объединить вокруг себя не только ахлебининцев, но и жителей окрестных деревень, как крестьян, так и дворян, Гагариных, Полторацких, Голицыных, Осоргиных, фон Рене и др. Крестьяне в барыне души не чаяли и «стремились записать ее в крестные». Но муж Николай не одобрял благотворительности своей супруги и денег ей не давал.

В то время как Ирина Яковлевна занималась благотворительностью и воспитанием двух своих сыновей, Николая и Георгия, её супруг занялся строительством в Ахлебинине архитектурно-паркового ансамбля. Он увеличил свое имение, скупив ахлебининские земли разорившегося купца Н.Г. Панова, и приступил к осуществлению своих грандиозных планов.

Приобретенный лес Коншин вырубил под корень, а затем засадил все пространство ценными породами, в частности, корабельными мачтовыми соснами.

Расширил свой конный завод.

В 1910 году плодовый сад Коншиных уже отмечался как «первый по величине во всем уезде».

Коншинский плодовый сад был самым большим в уезде (3 000 яблонь) и, как и конезавод, содержался образцово.

Наконец, хозяин приступил к строительству усадьбы и парка. Всеми работами руководил сам, так как прекрасно разбирался в инженерном и строительном деле. Коншин предполагал построить большую усадьбу с верхним парком и системой террас, ведущих к Оке, к нижнему парку. На самом высоком, крутом берегу Оки будет стоять дом в пять этажей с двойной круговой колоннадой для того, чтобы с высоты главного дома и с колоннад была видна не только Калуга, но и можно было бы «обнять все небеса с облаками». По центральной оси дома впереди, как бы подпирая его, стоит оранжерея, а по бокам, как крылья, два высоких флигеля для сыновей... Очень интересно была устроена набережная: четыре яруса террас, напоминающих итальянские сады эпохи барокко. Удивительны были и подвалы-ледники, подземная дренажная гидросистема с гротиком, пристань, регулярный парк. Оранжерея – это вообще уникальное сооружение, которому нет аналогов. Эта необычная полу-подземная купольная оранжерея с окнами-люкарнами. Света в такой оранжерее будет мало, что вряд ли подходит для растений. Зато вполне вполне в духе масонских идей. Интересно, что проект усадьбы Коншиных удивительным образом совпадает с литературным описанием усадьбы в малоизвестном произведении Ф.Соллогуба «Дом Триродова», исполненном масонской символики. Мы знаем, что хотя масонские ложи были запрещены в 1822г. Александром 1, но идеи остались живы. В конце XIX – начале XX века на фоне всеобщего увлечения мистической философией в некоторые усадебные сооружения и парки продолжал вкладываться определенный теософский замысел, конечно, видоизмененный в духе времени. 

Но сбыться мечте было не суждено. В 1915 г. Коншина нашли мертвым в своем кабинете, с огнестрельной раной. Самоубийство ли это на самом деле, или он был убит собственным лакеем (по другой версии), или еще что - это еще одна тайна. Построены к тому моменту были только два флигеля и первый этаж господского дома. После смерти мужа Ирина Яковлевна Коншина восстановила храм Успения Пресвятой Богородицы, известный с 1583 года, но давно разрушенный, - для поминовения мужа. Помимо икон церковь украсили крестьянскими вышивками, кружевами, полотенцами и коврами. Многие оклады и церковные облачения вышивала сама Ирина Яковлевна вместе со своими мастерицами. Затем Ирина Яковлевна вновь вышла замуж за священника Валентина Реутова, который был моложе ее на 20 лет и обучал сыновей Коншиных православию. После 1917 года Ирина отправила сыновей в Америку, а сама осталась жить в Калуге и работала преподавателем пения в музыкальном техникуме.. Умерла Ирина в мае 1937 года. Ее похоронили на Пятницком кладбище.

Усадьба в Ахлебинино при советской власти безжалостно уничтожалась. Сейчас на её территории располагается областная психиатрическая больница.

В 1991 году усадьба была взята под государственную охрану, однако до сих пор её участки продолжают застраиваться новым поколением российских предпринимателей.

Ныне в Калужской области создана общественная организация «Возрождение усадьбы Ахлебинино», цель которой – восстановление историко-культурного памятника, его архитектуры и ландшафта, а также возрождение духовных традиций прошлого.

На сегодняшний день сохранились - западный флигель; руинированная оранжерея с подземными подвалами ледниками; руины конного завода; Успенская церковь 1916г. (завершение храма и колокольня утрачены); подпорные стенки и пандусы на террасах склона к р.Оке; липовые и еловые аллеи; пруды. Восточный флигель разобран на кирпичи в 1927г.; плодовые сады выкорчеваны. В глубине неприметного переулка стоит невзрачное небольшое строение из старого красного кирпича.

Существует некая путаница - что же до нас дошло сохраненным: храм или часовня?

Истину помогает открыть статья Г. В. Галицкой "История храма Успения Пресвятой Богородицы в сельце Ахлебинино Калужской области Перемышльского района" (сборник "Калуга в шести веках" (К., 1997)). Где указывается, что на северной стене храма просматривается кладка "в руст", а по бывшему кладбищу, прилегавшему к алтарной части, пролегла дорога.

С 1812 г. в Ахлебинино храма не было (сгорел), а только часовня. В начале XX в. на месте этой часовни Ирина Яковлевна Коншина построила домовый храм Успения (освящен 16.04.1916 ст.ст). Она же соорудила каменную часовню и дерев. колокольню (снесены в 1924 г.).

В начале 30-х гг. для показательного дома отдыха в Ахлебинино развернулось бурное стр-во. Построили электростанцию (из кирипича разобранной в с. Николо-Потросово церкви). Сзади эл-ст. - не апсида, а бассейн для охлаждения воды из двигателей (на это указал один из бывших её работников). Позднее эл-ст. переоборудовали под гараж.
Когда в 1992 г. усадьбу в Ахлебинино поставили на учёт, то за церковь приняли гараж. И в 97-м продолжали (в ВООПИК) считать, что это церковь, а настоящую церковь считали часовней, хотя она давно снесена.

Календарь



Святцы

Паломническая служба: