Учебный процесс в Воскресной школе при храме святого пророка Иоанна Предтечи города Калуги
- Информация о материале
- Категория: Воскресная школа для детей
- Опубликовано: 23.09.2013, 22:07
- Просмотров: 16415
Продолжительность учебных занятий определяется расписанием, программой и варьируется в зависимости от задач обучения от 45 минут до 1,5 часа (спаренные уроки). Для детей от 5-ти до 7-и лет учебное занятие в 45 минут разбивается на комплексные подзанятия со сменой деятельности через каждые 15 минут, включаются физкультминутки, а в конце урока - рефлексия.
Занятия в школе по расписанию, утверждённому Настоятелем Храма проходятся два раза в неделю: в субботу - занятия прикладными и народными видами творчества, сводные репетиции театральной студии; в воскресенье - занятия богословских дисциплин, декоративно-прикладное творчество, эстетические занятия для детей всех групп Воскресной школы.
В стенах школы учащиеся проводят достаточно большое время, поэтому в воскресные дни, после 2-го урока, организовано чаепитие, что сплачивает детей, даёт возможность пообщаться и пропеть вместе молитвы перед вкушением и после вкушения пищи.
С расширением Воскресной школы территориально, увеличением количества желающих обучаться в ней, возникла необходимость приобщения новых педагогических кадров и введения новых предметов. В программу богословских предметов была внесена дисциплина «Христианская этика» для детей старших групп.
В 2017 году педагогическим коллективом Воскресной школы ведётся корректировка программы учебно-воспитательной деятельности, учебного плана и программы по вероучительным дисциплинам, согласно нового стандарта учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации, утвержденного 9 марта 2017 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви.
Принципы организации занятий в Воскресной школе:
- наглядность;
- сознательность и активность;
- доступность и мера;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей:
- систематичность и последовательность;
- прочность усвоения знаний;
- связь теории с практикой обучения и жизнью;
- воспитание в процессе обучения.
Для реализации образовательно-воспитательной программы Воскресной школы используются методы:
- наглядный,
- словесный,
- практический.
Наглядный метод используется во время:
- чтения педагогом рассказов;
- экскурсий в музеи и др.;
- наблюдений;
- показа сказок и этюдов (педагогом, детьми);
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр;
- экскурсий по городу, целевых прогулок;
- моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
- чтения литературных произведений педагогом;
- чтения стихотворений детьми, педагогом;
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов педагога;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала педагогом;
- загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбора житейских ситуаций;
- проведения викторин, конкурсов;
- чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо:
- организовывать продуктивную деятельность;
- провести игры (дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
- сшить реквизита и изготовит декорации к спектаклям;
- организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
- провести экскурсии различной направленности;
- организовать праздники с родителями, для родителей и сверстников;
- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Используемые формы работы с детьми:
- беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания;
- рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей;
- проведение совместных праздников;
- просмотр фильмов, диафильмов, использование технических средств обучения - аудиозаписей, мультимедийной аппаратуры;
- экскурсии, целевые пешие прогулки;
- организация выставок (совместная деятельность детей, педагогов и родителей);
- постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
Направления учебно-воспитательной работы:
- Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
- Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые, прогулки, экскурсии, походы).
- Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
- Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, труд по интересам, изготовление подарков к праздникам).
Богословские предметы в Воскресной школе ведут педагоги из числа духовенства нашего Храма и благословенные на обучение детей миряне, прошедшие курсы повышения квалификации, в т.ч. высшие Богословские при РПЦ с правом преподавания.
С первых дней обучения в Воскресной школе преподаватели разъясняют ученикам, что, по замыслу Божию, в каждой семье должна сформироваться и поддерживаться всю жизнь не только атмосфера душевного тепла, но и духовного единства.
Усилия педагогов при этом направлены на то, чтобы у детей появилось ясное понимание заповеди о почитании родителей и необходимости послушания им, а у родителей, в свою очередь, - осознание необходимости создания христианского брака и своей ответственности за духовное воспитание детей.
Богословские предметы:
- «Храмоведение»;
- Священное Писание»: «Ветхий Завет»;
- Священное Писание»: «Новый Завет»;
- «История русской Православной церкви»;
- «Православное Богослужение» - «Литургика»;
- «Христианская этика»
Предметы дополнительной комплексной программы:
- «Краеведение»;
- «Народное песенно-игровое творчество»;
- «Театральное творчество»;
- Прикладное творчество: «ИЗО-студия» (живопись, лепка из солёного теста), «Домашняя академия» (ткачество, плетение из бисера, ленточная техника), студия «Искусство» (валяние из шерсти, бумажное конструирование).
Основное внимание в программе Воскресной школы уделяется работе с родителями или иным людям, воспитывающим учащихся.
С 2017 года введено понятие «дежурный родитель дня», в функции которого входит помощь в организации учебно-воспитательного процесса во время занятий. Памятка для родителей составлена и утверждена педагогическим советом школы. Такой методический приём для родителей введён для доступности, понятности учебно-воспитательного процесса, «прозрачности», а также для приобщения их к совместному труду с детьми. У взрослых появляется возможность видеть и знать проблемы школы, радоваться общим достижениям, жить одной жизнью с детьми, которые посещают Воскресную школу.
Активное содействие этому созидательному процессу духовно-нравственного укрепления семьи стало целью деятельности педагогов.
В педагогическом процессе есть три темы - ученик, учитель и педагогическая среда.
Вспомогательная программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности, куда входят предметы декоративно-прикладного, театрального, вокального творчества помогают учащимся найти дело по душе, адаптироваться в коллективе и социуме в целом, раскрыть творческие способности.