Храм святого пророка Иоанна Предтечи в Калуге

Учебный процесс в Воскресной школе при храме святого пророка Иоанна Предтечи города Калуги

Продолжительность учебных занятий определяется расписанием, программой и варьируется в зависимости от задач обучения от 45 минут до 1,5 часа (спаренные уроки). Для детей от 5-ти до 7-и лет учебное занятие в 45 минут разбивается на комплексные подзанятия со сменой деятельности через каждые 15 минут, включаются физкультминутки, а в конце урока - рефлексия.

Продолжительность учебных занятий определяется расписанием, программой и варьируется в зависимости от задач обучения от 45 минут до 1,5 часа (спаренные уроки). Для детей от 5-ти до 7-и лет учебное занятие в 45 минут разбивается на комплексные подзанятия со сменой деятельности через каждые 15 минут, включаются физкультминутки, а в конце урока - рефлексия.

В стенах школы учащиеся проводят достаточно большое время, поэтому в воскресные дни, после 2-го урока, организовано чаепитие, что сплачивает детей, даёт возможность пообщаться и пропеть вместе молитвы перед вкушением и после вкушения пищи.  С расширением Воскресной школы территориально, увеличением количества желающих обучаться в ней, возникла необходимость приобщения новых педагогических кадров и введения новых предметов. В программу богословских предметов была внесена дисциплина «Христианская этика» для детей старших групп.Занятия в школе по расписанию, утверждённому Настоятелем Храма проходятся два раза в неделю: в субботу - занятия прикладными и народными видами творчества, сводные репетиции театральной студии; в воскресенье - занятия богословских дисциплин, декоративно-прикладное творчество, эстетические занятия для детей всех групп Воскресной школы.

В стенах школы учащиеся проводят достаточно большое время, поэтому в воскресные дни, после 2-го урока, организовано чаепитие, что сплачивает детей, даёт возможность пообщаться и пропеть вместе молитвы перед вкушением и после вкушения пищи.  С расширением Воскресной школы территориально, увеличением количества желающих обучаться в ней, возникла необходимость приобщения новых педагогических кадров и введения новых предметов. В программу богословских предметов была внесена дисциплина «Христианская этика» для детей старших групп.В стенах школы учащиеся проводят достаточно большое время, поэтому в воскресные дни, после 2-го урока, организовано чаепитие, что сплачивает детей, даёт возможность пообщаться и пропеть вместе молитвы перед вкушением и после вкушения пищи.

С расширением Воскресной школы территориально, увеличением количества желающих обучаться в ней, возникла необходимость приобщения новых педагогических кадров и введения новых предметов. В программу богословских предметов была внесена дисциплина «Христианская этика» для детей старших групп.

В 2017 году педагогическим коллективом Воскресной школы ведётся корректировка программы учебно-воспитательной деятельности, учебного плана и программы по вероучительным дисциплинам, согласно нового стандарта учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации, утвержденного 9 марта 2017 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви.

В 2017 году педагогическим коллективом Воскресной школы ведётся корректировка программы учебно-воспитательной деятельности, учебного плана и программы по вероучительным дисциплинам, согласно нового стандарта учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации, утвержденного 9 марта 2017 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви.

Принципы организации занятий в Воскресной школе:

  • наглядность;
  • сознательность и активность;
  • доступность и мера;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей:
  • систематичность и последовательность;
  • прочность усвоения знаний;
  • связь теории с практикой обучения и жизнью;
  • воспитание в процессе обучения.

Для реализации образовательно-воспитательной программы Воскресной школы используются методы:

  • наглядный,
  • словесный,
  • практический.

Наглядный метод используется во время:

  • чтения педагогом рассказов;
  • экскурсий в музеи и др.;
  • наблюдений;
  • показа сказок и этюдов (педагогом, детьми);
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведения дидактических игр;
  • экскурсий по городу, целевых прогулок;
  • моделирования сказок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

  • чтения литературных произведений педагогом;
  • чтения стихотворений детьми, педагогом;
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов педагога;
  • ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
  • сообщения дополнительного материала педагогом;
  • загадывания загадок;
  • рассматривания наглядного материала;
  • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
  • разбора житейских ситуаций;
  • проведения викторин, конкурсов;
  • чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо:

  • организовывать продуктивную деятельность;
  • провести игры (дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
  • сшить реквизита и изготовит декорации к спектаклям;
  • организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
  • провести экскурсии различной направленности;
  • организовать праздники с родителями, для родителей и сверстников;
  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Используемые формы работы с детьми:

  • беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания;
  • рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей;
  • проведение совместных праздников;
  • просмотр фильмов, диафильмов, использование технических средств обучения - аудиозаписей, мультимедийной аппаратуры;
  • экскурсии, целевые пешие прогулки;
  • организация выставок (совместная деятельность детей, педагогов и родителей);
  • постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.

Направления учебно-воспитательной работы:

  • Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
  • Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые, прогулки, экскурсии, походы).
  • Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
  • Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, труд по интересам, изготовление подарков к праздникам).

Богословские предметы в Воскресной школе ведут педагоги из числа духовенства нашего Храма и благословенные на обучение детей миряне, прошедшие курсы повышения квалификации, в т.ч. высшие Богословские при РПЦ с правом преподавания.

С первых дней обучения в Воскресной школе преподаватели разъясняют ученикам, что, по замыслу Божию, в каждой семье должна сформироваться и поддерживаться всю жизнь не только атмосфера душевного тепла, но и духовного единства.

Усилия педагогов при этом направлены на то, чтобы у детей появилось ясное понимание заповеди о почитании родителей и необходимости послушания им, а у родителей, в свою очередь, - осознание необходимости создания христианского брака и своей ответственности за духовное воспитание детей.

Богословские предметы:

  • «Храмоведение»;
  • Священное Писание»: «Ветхий Завет»;
  • Священное Писание»: «Новый Завет»;
  • «История русской Православной церкви»;
  • «Православное Богослужение» - «Литургика»;
  • «Христианская этика»

Предметы дополнительной комплексной программы:

  • «Краеведение»;
  • «Народное песенно-игровое творчество»;
  • «Театральное творчество»;
  • Прикладное творчество: «ИЗО-студия» (живопись, лепка из солёного теста), «Домашняя академия» (ткачество, плетение из бисера, ленточная техника), студия «Искусство» (валяние из шерсти, бумажное конструирование).

Основное внимание в программе Воскресной школы уделяется работе с родителями или иным людям, воспитывающим учащихся.

С 2017 года введено понятие «дежурный родитель дня», в функции которого входит помощь в организации учебно-воспитательного процесса во время занятий. Памятка для родителей составлена и утверждена педагогическим советом школы. Такой методический приём для родителей введён для доступности, понятности учебно-воспитательного процесса, «прозрачности», а также для приобщения их к совместному труду с детьми. У взрослых появляется возможность видеть и знать проблемы школы, радоваться общим достижениям, жить одной жизнью с детьми, которые посещают Воскресную школу.

Активное содействие этому созидательному процессу духовно-нравственного укрепления семьи стало целью деятельности педагогов.

В педагогическом процессе есть три темы - ученик, учитель и педагогическая среда.

Вспомогательная программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности, куда входят предметы декоративно-прикладного, театрального, вокального творчества помогают учащимся найти дело по душе, адаптироваться в коллективе и социуме в целом, раскрыть творческие способности.

Календарь



Святцы