Новостная лента
Начало пути: Неделя о мытаре и фарисее
- Информация о материале
- Категория: Новости
- Опубликовано: 02.02.2015, 13:48
- Просмотров: 2173
1 февраля, в воскресенье, в Неделю о мытаре и фарисее, в день памяти прп. Макария Великого и свт. Марка Ефесского, день интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в храме святого пророка Иоанна Предтечи в Калуге прошли воскресные богослужения.
На всенощном бдении Недели о мытаре и фарисее мы слышим тропарь: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...». Раскрывает он нам притчу о мытаре и фарисее, сказанную Иисусом Христом. И говорит она нам о смирении. Это высочайшее качество присущее Самому Христу. Он Сам открыл это нам, сказав: «Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Святой Иоанн Лествичник, рассуждая о смирении, приводит слова псалма, в котором сказано: «Я смирился — и спас меня Господь». Святой Иоанн Лествичник говорит, что всякий человек, который смиряется, независимо от того, какой степени совершенства он достиг в этом смирении, уже с самого начала испытывает одно драгоценное качество — веселие духа. Он говорит, что смирение как бы повторяет рост растения — т. е. оно имеет свою весну, свое лето и осень. Весну — цветов, лето — сформировавшихся плодов и осень — время плодов уже зрелых. И вот так он различает эти три периода, для которых есть одно общее — это радость духа и в весне смирения, и в лете, и в осени. Первое — весна смирения — это ненависть к человеческой славе и похвале. Напротив, мы любим, когда нас хвалят. Может, нас и следует похвалить, но только тогда, когда мы унываем. И мы не должны любить, когда нас хвалят. А это очень трудно! Другое свойство того же весеннего периода смирения — изгонять из себя всякую раздражительность и гнев. Заметьте, это еще не означает не быть раздражительным и гневливым, а только значит лишь стараться изгонять из себя раздражительность и гнев. Второе — лето смирения — это вменить в ничто все то, что мы сделали, казалось бы, доброго. И еще говорит святой Иоанн Лествичник: «Получая Божии благодеяния, не столько должны благодарить Бога, сколько страшиться, что прибавлением этих благодеяний увеличивается наша ответственность перед Богом, а, следовательно, и угроза большего мучения на том свете». Что же касается осени, т. е. зрелого смирения, то святой Иоанн Лествичник на это отказывается ответить. Он говорит: «Спросите у тех, которые ближе к Господу, потому что Господь Сам смирен и кроток сердцем; они у Него научились. Они вам скажут, что это такое — совершенное смирение». Иначе еще можно пояснить, что такое смирение, — от противоположного примера, от примера фарисея. Он как будто хорошо начал свою молитву. Он сказал: «Возблагодарю Тебя». Это очень хорошо. Всегда надо благо дарить Бога. Но смотря за что... Он сказал: «Боже! благодарю Тебя, что я не такой, как прочие люди…» Вот это очень грешно. Он посчитал себя лучше, чем все остальные люди. Это и грешно, и очень неприятно для души; наоборот, счастье чувствовать себя таким же, как все люди. Тогда люди все как бы становятся тебе братьями, друзьями, все хорошие. Но это еще не смирение. Самое большое смирение — считать себя хуже всех людей. Так делал святой Апостол Павел. Он, признавая себя самым большим из грешников, говорил: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» ( 1 Тим. 1, 15).
Накануне вечером совершено воскресное всенощное бдение на котором присутствовало полторы сотни молящихся.
В сам день совершены две Божественные литургии.
Позднюю Божественную литургию в 9 часов утра совершал настоятель храма, секретарь Калужской епархии игумен Мефодий (Пронькин) в сослужении иерея Александра Беляева и протодиакона Василия Савельева.
За богослужением на сугубой ектиние, уже почти как год, добавлялись прошения о мире на Украинской земле. Затем настоятель вознес особую молитву по благословению Святейшего совершаемую во всех храмах Русской Православной Церкви.
После отпуста литургии протодиакон провозгласил многолетие Святейшему Патриарху Кириллу в этот день отмечавшему интронизацию.
Завершился богослужебный день общим молебным пением, на клиросе славили Бога воспитанники прихрамового детского хора.